Свежая статья о группе Thin Lizzy из журнала Terroraizer (2011)

Thin Lizzy были настоящей рок-аномалией 1970-х. Эта ирландская группа ведомая темнокожим фронтменом, меняла гитаристов чаще чем записывала альбомы. Начав свою карьеру с приблюзованного хард-рока, она смогла максимально приблизиться к тому, что чуть позже станет называться хэви-металлом.

Образовались Thin Lizzy в Дублине, в 1970 году. В исходный состав вошли: гитарист Eric Bell, барабанщик Brian Downey и вокалист Phil Lynott, также игравший на бас-гитаре. Эрик Белл был членом шоу-группы Shades Of Blue, а Брайан и Фил были знакомы ещё со школы и играли в различных полупрофессиональных коллективах, таких как Orphanage и Black Eagles.

Первый сингл с двумя песнями "Farmer" и "I Need You" появился на свет в июле 1970 года. Тогда еще в группе числился клавишник Eric Wrixon, но он ушёл сразу же после записи сингла. Сегодня, та самая, первая сорокапятка стоит порядка 800 фунтов, а тогда из 500 отпечатанных экземпляров продать удалось чуть больше половины - 283, остальные были пущены под пресс. Тем не менее, концерты в Дублине смогли привлечь внимание представителей лондонской компании Decca Records, и в самом начале 1971 года группа переезжает в Лондон. Столица Соединённого Королевства оказалась негостеприимной. Первые концерты в клубе Marquee получили ряд негативных отзывов, а дебютный альбом, названный просто "Thin Lizzy" благополучно пролетел мимо чартов, несмотря на ротацию по Radio Luxembourg. Несколько интереснее оказался второй альбом, названный в честь групп, из которых вышли музыканты. Находясь под явным влиянием Джими Хендрикса и Cream, музыканты "Стройняги Лиззи" привнесли в стандартные блюзовые клише кельтский душок ирландских народных мелодий. "Shades Of Blue Orphanage" наглядно демонстрировал исполнительский и композиторский прогресс, но, несмотря на рекламу, он также как и дебют не попал в чарты.

В то время властителем британского хит-парада была хард-глэмовая группа Slade, и Thin Lizzy отправились с ними в турне, в качестве разогревающей команды. Несмотря на то, что весьма специфическая аудитория Slade была достаточно агрессивно настроена по отношению к саппорту, этот тур много дал Thin Lizzy в профессиональном плане. Ведь раньше им приходилось играть в пабах и небольших клубах перед аудиторией в 200 человек, а тут концертные залы на 2500 мест. Кроме того турне позволило музыкантам прочувствовать конъюнктуру музыкального рынка и в значительной мере поспособствовало отходу от блюзовых основ к более жёсткому звучанию.

В сентябре 1973 года на прилавках магазинов появился третий альбом "Vagabond Of The Western World". Со-продюссером альбома был Фил Лайнот, он же являлся основным композитором. Две вещи с этого альбома "Rocker" и "Randolph's Tango", выпущенные в виде синглов, попали в ирландский хит-трад на 14 и 11 места соответственно. Однако первым серьезным успехом стал предшествующий альбому сингл "Whiskey In The Jar". Эта вещь, сегодня известная всем благодаря кавер-версии Metallica, в оригинале являла собой обработку ирландской народной песни в рок-балладном ключе. Сами музыканты планировали поместить её на вторую сторону сингла, но Decca Records приняла иное, как оказалось верное решение. "Whiskey In The Jar" прорвалась в ирландский и британский хит-парады на 1 и на 6 места соответственно, став наивысшим сингловым достижением Thin Lizzy. Тем временем продажи третьего альбома шли не шатко не валко, несмотря на положительные отзывы прессы. Закончился год небольшим турне по Германии и Дании, а также серией концертов по Северной Ирландии.

Это были последние концерты в оригинальном составе. 31 декабря сразу после концерта в белфастском "Queen's University" Эрик Белл оставил группу. Среди причин были, и проблемы со здоровьем которые усугублялись "истинно рок-н-ролльным образом жизни", и перемены в музыке Thin Lizzy, Белл был всё-таки гитаристом традиционной блюзовой школы. Кроме того, Эрик всерьёз был обеспокоен успехом "Whiskey In The Jar", опасаясь превращения Thin Lizzy в очередную легковесную чарт-группу. Как бы там ни было, новый 1974 год Thin Lizzy встретили без гитариста.

В январе в группу пришёл старинный друг Фила, тогда ещё не сильно известный гитарист Gary Moore. Сотрудничество Мура с Thin Lizzy продлилось всего четыре месяца, за это время группа записала три новых композиции и провела очередное турне. На большее Мура не хватило, он покинул группу, дабы не превратиться по его собственным словам в "законченного алкоголика".

Фил и компания, усердно "закладывали за воротник", что при кажущейся естественности и обязательности для рок-н-ролла, было явлением скорее пагубным, чем наоборот. Однако играть как-то надо было, поэтому для германского тура с Geordie, были срочно рекрутированы гитаристы - Andy Gee и John Gaan. Но они ушли сразу по окончанию тура. В довершении всего фирма Decca решила не продлевать контракт, и группа оказалась на грани распада. К счастью этого не произошло, и к лету 1974 года состав, стабилизировался.

Новыми гитаристами стали шотландец - Brian Robertson и американец - Scott Gorham. Параллельно с прослушиванием в Thin Lizzy Робертсон пробовался на место барабанщика в какой-то безвестной группе. Ну, а поскольку в Thin Lizzy уже был один Брайан, то во время одного из саундчеков Робертсон получил от Лайнотта прозвище - Роббо, ставшее его вторым именем.

24 августа Лайнотт-Дауни-Робертсон-Горэм впервые выступили на фестивале в Реддинге. И если с концертами был полный порядок, то вышедший в ноябре 1974 года на фирме Vertigo альбом "Nightlife", первейший претендент на звание "худшего альбома Thin Lizzy ". Являя собой ординарный продукт музыкальной индустрии тех лет, он поражал своей безжизненностью. Пара энергичных вещей запрятанных в самый конец альбома совершенно выпадала из общего мыльно-кисельного настроя, и даже такие достойные баллады как "Philomena" (Филомена имя матери Лайнотта) и записанная с Муром "Still In Love With You" не спасали положения. Музыканты, впрочем, и сами не были в восторге от "Nightlife", справедливо обвиняя в некомпетентности продюсера Рона Невисона, с которым иногда доходило до открытых конфликтов. Намного более удачным получился, вышедший год спустя - "Fighting", полностью спродюсированный Лайннотом. Альбом продемонстрировал

сформировавшийся стиль Thin Lizzy: мощные риффы, великолепные басовые ходы, запоминающиеся мелодии, наконец на этом альбоме были опробованы сдвоенные соло-гитары, позднее ставшие фирменным знаком группы. Классическими стали такие композиции альбома как "Suicide", "The Ballad Of Hard Man", "Freedom Song" и обработка хита Боба Сигера - "Rosalie". "Fighting" стал первым альбомом Thin Lizzy попавшим в британский хит­парад, правда, аж на 60-е место, где продержался всего две недели. Естественно такое положение не могло устроить ни фирму Vertigo, ни самих музыкантов, поэтому решено было отправиться в очередное турне по Великобритании. Турне проходило в менее чем комфортных условиях: обязанности водителя выполнял звукоинженер, а сами музыканты во время переездов размещались прямо на колонках и усилителях, ударнику вообще приходилось располагаться непосредственно за своей установкой. Технический персонал группы в то время включал всего двух человек. Это турне оказалось в буквальном смысле спасительным для группы. Так как, к осени 1975 года на Thin Lizzy висела масса долгов, к тому же перспектива лишиться контракта была  реальна как никогда.

Единственным, по сути, козырем группы в те времена были живые выступления. Thin Lizzy ничего не стоило собрать полный зал в крупных британских городах вроде Лондона или Манчестера, в городах же поменьше музыканты не стеснялись выступать в клубах и колледжах. Пользовались Thin Lizzy умеренным успехом и в США, где в 1975 году, они играли в компании с канадцами В.Т.О. и Бобом Сигером. Пожалуй, в те годы Lizzy была самой американизированной из не американских групп приезжавших в США. Музыка вполне соответствовала духу "ковбойского хард-рока" а-ля Lynyard Skyn-Yard или ZZ ТОР, а имидж Лайнотта очень напоминал Хендрикса. В первый же день американского тура они умудрились опоздать на собственный концерт. Менеджер В.Т.О. пригрозил выкинуть их из турне, чего впрочем, не сделал и остаток гастролей прошёл без эксцессов. Наконец именно на этих концертах прошла обкатка материала для будущего альбома. В декабре 1975 года, объединившись с продюсером Джоном Алкоком, Thin Lizzy приступили к записи альбома "Jailbreak". Этому альбому было суждено стать одной из классических работ 1970-х и привести музыкантов к успеху, которого они так долго добивались и которого по праву заслуживали. Альбом вышел 26 марта 1976 года и почти сразу же оказался на 10 месте в британском хит-параде и на 18 в американском. С альбома был запущен сингл "The Boys Are Back In Town", признанный еженедельником "New Musical Express" лучшим как читателями, так и критиками. На альбоме также был ряд других замечательных композиций: заглавная "Jailbeak", "Warriors", сочинённая Лайноттом на пару с Горэмом, "Cowboy Song" - написанная под впечатлением от штата Техас, куда заехали музыканты во время американского тура. Заканчивался альбом композицией "Emerald", в создании которой приняли все участники группы. Текст песни отражал увлечение Фила ирландской историей и мифологией, а гитарный рифф несомненно один из лучших в истории рока. "Jailbreak" достиг платинового статуса, однако планируемые турне пришлось отменить, поскольку увлечение Фила алкоголем и героином стало причиной гепатита. Фил оказался в больнице где, тем не менее, продолжал писать песни для нового альбома. В результате вышедший в свет 16 октября 1976 года альбом "Johnny The Fox" ни на йоту ни уступал своему /предшественнику и до сих пор является одним из лучших примеров синтеза тяжести и мелодичности. Среди композиций необходимо отметить "Don't Believe In Word", балладу "Sweet Marie" и прифанкованую "Johnny The Fox...". Примечательным является участие в записи альбома Фила Коллинза, сыгравшего на перкуссии в композиции "Massacre".

1976 год был очень напряжённым для Thin Lizzy, однако уже в январе 1977 года стартовало американское турне в паре с Queen под названием "Queen Lizzy". Турне впрочем, чуть было не закончилось, не успев начаться. И если прошлогодние туры срывались из-за Фила, то на сей раз "отличился" Брайан "Робо" Робертсон

Вообще Робо был в те времена по его собственным словам "гадким маленьким засранцем". Молодецкая энергия, а на момент включения в состав Thin Lizzy Робо было восемнадцать, вкупе с взрывным шотландским темпераментом немало поспособствовали репутации Thin Lizzy как "The tightest band in Rock". А уж сколько спиртного было распито с Филом во славу ирландско - шотландской дружбы, вообще трудно вообразить.

Однажды Робо заключил пари, что он  за  раз выпьет бутылку Chivas Regal. Менее   чем через минуту его стошнило прямо  рядом  с койкой Алекса Лайфсона -  гитариста Rush,   тогдашних гастрольных партнёров Thin Lizzy. И вот в один из зимних вечеров начала 1977 года, Робо отправился в клуб выпить и расслабиться. В итоге - драка и как следствие серьёзная травма руки с перспективой навсегда оставить гитару. Коллеги, конечно же, не бросили Робо в беде, да и к гитаре он позднее вернулся, но турне нужно было срочно спасать и Фил вновь обратился к Гэри Муру. Таким образом, Гэри Мур вторично раз спас Thin Lizzy. Несмотря на то, что основное внимание пресса уделяла Queen, концерты в США проходили с успехом - в иные вечера публики приходило до 20000 человек. Сразу после турне Мур ушёл из Thin Lizzy и. оставшиеся втроём Лайнотт-Дауни-Горэм приступили к записи нового альбома. Вышедший в начале осени

1977 года "Bad Reputation" включал в себя такую мрачнейшую вещь как "Opium Trail", так и элегантную балладу "Dancing In The Moonlight" - персональное посвящение Лайнотта ирландскому рок-музыканту Вэну Моррисону. На двух композициях альбома играл, окончательно вернувшийся в строй, Робо. "Bad Reputation" без труда поднялся на 4-е место в английском хит-параде и Thin Lizzy вернулись к активной концертной деятельности. В Великобритании же начался панк-бум, но в отличие от распавшихся Deep Purple или свернувших свою деятельность Led Zep­pelin. Thin Lizzy сравнительно безболезненно пережили эпоху булавок и безработицы. Филу и сотоварищам было совершенно не взападло взять на разогрев земляков из Boomtown Rats, а сам Лайнотт принял участие в записи альбома "So Alone" американца Johny Thunders'a (того самого который N.Y. Dolls).

Коллоборации с панк-рокерами в немалой степени способствовала и экономическая ситуация в Великобритании. Усилиями менеджера Lizzy был 

Тем временем Робо всё-таки расстался с Thin Lizzy и на его место пришёл... или правильнее было бы сказать, вернулся, угадайте кто? Правильно Гэри Мур!!! С Муром группа достойно проводила 1970-е, записав феноменальный диск "Black Rose: A Rock Legend" Этот альбом получился наиболее "ирландским" в дискографии Thin Lizzy: название отсылало к эпосу "Dark Rosaleen", а в саму композицию "Black Rose" было вплетено несколько ирландских народных мелодий. На диске присутствовала баллада "Sarah", посвященная дочери Фила, и такие хитовые вещи как "Waiting For An Alibi", "Do Anything You Want To Do" и "Got Give It Up" авторства Фила и Горэма. Альбом "Black Rose..." поднялся до 2-го места в британском хит-параде и не покидал его в течение последующих трёх месяцев. Отдельного внимания заслуживает оформление альбома, выполненное Джимом Фитцпатриком, который начал работать с Thin Lizzy ещё в 1973 году. Одним из забракованных вариантов был рисунок с девичьими бёдрами, на которых красовалась татуировка в виде цветка (роза - черная, разумеется). Но окончательным вариантом стала роскошная кровоточащая чёрная роза на фоне цвета аквамарин.

В поддержку альбома было организованно турне, прямо в середине которого, был уволен Мур, как позже сообщил пресс-релиз Thin Lizzy "за ненадёжность". На его место был взят Midge Ure, который выступал с Thin Lizzy вплоть до апреля 1980 года. Также на время гастролей по Австралии и Японии к группе присоединился ещё один гитарист Dave Flett, чтобы Юр мог периодически подключаться к клавишным. К ноябрю 1979 года свистопляска с гитаристами закончилась включением в состав Snowy White - бывшего концертного гитариста Pink Floyd. Чуть позже состав пополнился штатным клавишником по имени Darren Wharton.

Вышедшие в 1980 и 1981 годах соответственно, альбомы "Chinatown" и "Renegade" по инерции попадали в хит-парады, однако были более вялыми и менее динамичными в сравнении с предыдущими записями. Особенно это относится к, изрядно разбавленному синтезаторами "Renegade". Вообще песни Thin Lizzy 1980-1981 годов как раз тот случай, когда сделанные на них ковер-версии оказались интереснее оригиналов. Некоторое разнообразие вносил сингл "Killer on The Loose", запрещённый к трансляции на всех английских радиостанциях, поскольку прозрачно намекал на "Йоркширского Потрошителя" - маньяка Питера Сатклиффа, признанного "преступником №1" в Великобритании. 16 августа 1981 года Thin Lizzy выступили в качестве хедлайнеров на сборном фестивале в Дублинском Slane Castle Впрочем, хедлайнерами Thin Lizzy были чисто номинально: проблемы с наркотиками и чехарда с гитаристами не могли не сказаться на качестве выступления. К 1982 году группа достигла низшей точки своего падения: Фил и Скотт Горэм увязли в героиновом болоте, барабанщик Брайан Дауни умудрился покалечиться в драке, а Сноуи Уайт ушёл. В свою очередь клавишник Дарен Уортон был возмущен тем, что ему не позволили участвовать в фотосесии для альбома "Renegade". Также от группы отказался её менеджер Крис О'Доннел, управлявший делами с самого начала карьеры. Всё это никак не способствовало нормализации творческого климата и по воспоминаниям музыкантов, не всегда было понятно - над чем конкретно они работали: то ли над новым альбомом группы Thin Lizzy, то ли над сольным альбомом Фила.

Фил в те времена не акцентировал внимание на своей основной группе и ещё в 1980 выпустил сольный альбом "Solo In Soho", в записи которого приняли все участники Thin Lizzy. Через два года вышел второй альбом Фила под названием "The Phil Lynott Album". Также Лайнотт продюссировал дублинскую группу Blue Russia. В декабре 1982 года Thin Lizzy в полном составе, за исключением Скотта Горэма, приняли участие в записи сингла "Please Don't Leave Me" гитариста Джона Сайкса. Фила настолько впечатлила игра Сайкса, что он решил взять его в Thin Lizzy на вторую гитару.

Jonh Sykes был несколько моложе своих коллег и отличался более современным подходом к игре на гитаре. В его активе была работа в Tygers Of Pan Tang - группе новой волны британского хэви-метал, с которой он записал альбом "Spellbound". Также Сайке был одним из претендентов в группу Оззи Осборна на место погибшего Рэнди Роудса. Однако пока этот вопрос решался, Фил сумел переманить Сайкса в Thin Lizzy безо всяких предварительных прослушиваний.

Таким образом, Джон Сайке стал свежей кровью в теле "Стронйяги Лиззи" и записанный с его участием альбом "Thunder And Lighting" на голову превосходил всё записанное группой со времён "Black Rose...". Настоящей классикой стала композиция Сайкса "Cold Sweat", также хороши были "Holy War", "Heart Attack" и "The Sun Goes down".

"Thunder And Lighting" вернул группе симпатии слушателей и критиков. В 1983 году музыканты дважды появлялись на обложке Kerrang!. Однако судьба Thin Lizzy была предрешена ещё до записи альбома и прихода в неё Сайкса. Лайнотт правда был готов работать дальше, однако остальным участникам явно требовалась передышка. В октябре группа даёт последний концерт на родине - в Дублине, а потом отправляется в заключительное турне по Европе. Во время одного из концертов в Лондонском Хаммерсмит-Одеоне, на сцену вышли все гитаристы, игравшие раннее в Thin Lizzy. Запись этого концерта вошла в двойной альбом "Lif(v)e", которым завершилась "прижизненная" дискография Thin Lizzy. 4 сентября 1983 года на фестивале Monsters Of Rock в немецком городе Нюремберге группа отыграла перед тридцатипяти-тысячной аудиторией. Это был последний концерт Thin Lizzy.

После распада Фил выпустил несколько синглов и был занят в группе Grand Slam - без особого впрочем, успеха. В 1985 году Лайнотт записал с Гэри Муром миньон "Out In The Fields". Позднее этот проект был назван одним из самых успешных дуэтов в истории рок-музыки. 25 декабря 1985 года Фил был найден в своём доме без сознания, Борьба за жизнь Фила Лайнотта длилась 11 дней, но он скончался 4 января 1986 в "Salisbury Hospital" (4 месяца спустя Thin Lizzy собрались для благотворительного концерта Self Aid).

Бессменный барабанщик Thin Lizzy - Брайан Дауни принимал участие в сольных проектах Фила, а также работал и с Гэри Муром. Активную деятельность развил Робо - ещё в 1979 году он организовал с Джимми Бейном группу Wild Horses, которая выпустила два альбома. Позже Робо играл в Motorhead, Statetrooper, Mona Liza Overdrive, в этом году вышел первый сольный альбом гитариста -"Diamonds And Dirt". Второй гитарист Скоттт Горэм в 1980-х играл в супер-группе Phenomena II, а позднее в собственном бэнде 21 Guns. Кроме того Горэм является в настоящее время владельцем прав на бренд Thin Lizzy.

Влияние Thin Lizzy на все последующие поколения исполнителей тяжёлой музыки огромно, наряду с Rainbow, UFO и Scorpions они стали переходным звеном между хард-роком 1970-х и его более тяжёлой модификацией - NWOBHM. Будучи игнорируемыми большой аудиторией во времена зарождения хард-рока, Thin Lizzy были с энтузиазмом приняты более молодым поколением слушателей. Очень многие из тех, кто ходил на их концерты в 1970-х, возглавили металлическую революцию следующего десятилетия. Iron Maiden посвятили Thin Lizzy композицию "Different World" со своего предпоследнего альбома, а Кирк Виндстейн - гитарист Crowbar на концертах часто красуется в футболке с надписью "Listen to Thin Lizzy ".

Thin Lizzy дали музыке очень много: сдвоенные соло-гитары получили прописку именно благодаря Брайану Робертсону и Скоттту Горэму. Будучи принципиально разными по стилю, мягкий уэст-коуст-рок Горэма против яркого "белого" блюза Робертсона, они сумели добиться гармоничного звучания, и влияния этих музыкантов не смогли избежать практически все современные гитаристы. Большое значение имели и тексты песен Thin Lizzy. Сочетая в себе бытовой реализм и вестерн-тематику, любовную лирику и кельтскую мифологию они были способны привлечь самую широкую аудиторию. Не случайно Thin Lizzy одна из наиболее эксплуатируемых в плане ковер-версий групп - Run­ning Wild, Vader, Gamma Ray, Anthrax, Sodom, Skyclad и многие другие обращались к творчеству ирландцев. В своё время незатейливый бонус для альбома "Maximum Violence", в виде ковера на "Jailbreak", стал предтечей бесконечного сериала "Graveyard Classics" от Six Feet Under. В сегодняшнем составе Thin Lizzy продолжают играть Брайан Дауни, Дарен Уортон и Скотт Горэм, дополнили состав басист Marco Mendoza, вокалист Ricky Warwick (из группы Allmighty) и гитарист Vivian Campbell. Последний когда-то играл в группе Sweet Savage, некогда разогревавшей Thin Lizzy во время "Renegade Tour" 1981 года. В таком составе группа даёт концерты, на которых отдаёт предпочтение "классическому" материалу 1975-1979 годов. По словам Горэма сегодняшняя группа Thin Lizzy - это большей частью дань уважения Филу Лайнотту и новый материал сочинять они не будут. В разное время в этом проекте также принимали участие Джон Сайке, барабанщик Томми Олдридж и басист Франческо Ди Космо.

Любопытно, что оригинальный гитарист Эрик Белл и Гэри Мур весьма болезненно отреагировали на это воссоединение. Впрочем, скоропостижная смерть последнего в феврале этого года, исключает возможность его участия в реюнионе. О неослабевающем же интересе к "классическим" Thin Lizzy свидетельствует выпуск двух архивных концертников в 2005, 2009 годах и огромное количество бутлегов с "живыми" записями. Кроме того в январе 2011 года стартовало ремастированное переиздание пяти классических альбомов в двухдисковом варианте. Что является отличной возможностью, познакомится с музыкой выдающейся группы, лидеру которой был поставлен памятник в Дублине, а изображение, которого попало на серию ирландских почтовых марок Irish Rock-Legend.

Acid Zombie, Terroraizer 2011